ПВД в Сикияз-Тамак
Чертовски трудно начать отчет, если поход начинается с утренней кропачевской электрички. Привычные сонные физиономии, привычная попытка проспать, не менее привычное подсаживание остатков группы на Спортивной. Пожалуй что, непривычным для меня было разве что знакомство народа уже в электричке – группа была сколочена на форуме. Вплоть до того, что Андрей (Shinder Minder) был вынужден на нас косится с подозрением, но с вопросом «а это не вы ли в Сикияз едете» подошел только в электричке. Еще и его вел пришлось перевешивать из одного конца вагона в другой. Попутно устроили стресс-тест и  убедительно доказали, что в стандартном купе электрички можно повесить за седла шесть велов.
Не менее непримечательным было и начало пути – перетащили велы через мост над жд и покатили. Ехалось хорошо, душевно – под горку, легкий попутный ветерок, более-менее привычный асфальт… Смущал разве что Вег, который из-за болей в колене ехал на совсем легких передачах, и поэтому напоминал швейную машинку. В попытке как-то ускорить и обегчить ему движение, на повороте на Малояз сделали ему «туклипсу», примотав сланец (да, он ехал в розовых сланцах) к педали. Это помогло, но не сильно. Попутно все ушлые участники обновляли слой солнцезащитного крема – солнце явно отыгрывалось за пасмурный июнь.
Первый привал сделали у пещеры Салавата. Вернее было бы сказать «очередной» пещеры Салавата – из сумбурного посвящения в духе «Герою башкирского народа от жителей района»
Там было написано посвящается Салавату Юлаеву от комсомольцев Насибаша.
вовсе не следовало, что Салават вообще был в курсе о существовании этой пещеры. Да и прятаться там… Не, места даже бы хватило, да и спустится без веревки можно – но то что там холодно было ясно даже не залезая внутрь. Особенно на это намекал видимый даже снаружи толстенный слой льда на полу.
После того, как все утолили любопытство и слазали внутрь, колонна двинулась дальше. Однако, уже вдесятером – Вег решил не рисковать. Колено болело все сильнее, и он повернул обратно. Видимо поездка «всухую» на марафоне два года назад влияла до сих пор. Остальные же ехали дальше.
Пролетели насквозь Насибаш, остановившись только у колодца и вылетели на прямую и ровную дорогу на Лаклы. Так что следующая крупная остановка была у Лаклинской пещеры… Вернее у родника в пятистах метрах от нее. Мимо пещеры мы банально промазали, а на то, чтобы вернуться и посмотреть времени уже начинало не хватать. Однако родник был клевый.
Последняя остановка «в цивилизованных местах» была в Лаклах. Там напоследок перекусили мороженным, и ушли на грунтовку. Начиналась часть без указателей и с сомнительными ориентирами. Тут нужно небольшое лирическое отступление. Ай в этом месте делает петлю вокруг немаленького холма, с другой стороны которого – трасса и деревня Еланино. Группа, ехавшая в прошлом году, решила, что они сильные велосипедисты, и проломились по азимуту вдоль берега.
В этом году же было решено ехать быстрее  – но с весьма приличными перепадами. Задача номер раз – найти фонтан. Верхушка холма вообще оказалась весьма добротно изрезана дорогами, но ехалось неохотно. Правда и затаскивалось легко. Несмотря на то, что Руслан очень мило пытался сообразить, как поворот на фонтан выглядит с другой стороны, вывалились мы на нужную часть берега с первой попытки. Попутно насладились этаким «Димерджи в миниатюре» – склон к реке оказался ощутимо покруче и покаменистее.
Сам фонтан особого впечатления не произвел. Особенно если бы он был реально красивым, и в прекрасном, но недоступном месте. Место действительно было ничего себе, однако, красоту ощутимо портила труба, воткнутая в качестве направляющей для воды… Но больше всего впечатление портила толпа сплавщиков, считающая верхом оригинальности попытку заткнуть эту трубу задницей. Похоже, мы напоролись на очень неудачный момент, когда к берегу пристала очередная здоровущая группа – но первое впечатление исправить трудно.
После этого с чистой совестью можно было ехать на ночевку. Однако, вот с этим возникли трудности. Глядя на дорогу вдоль берега, Руслан вспомнил, что в прошлом году выяснилось, что за поворотом реки нет даже прижима – только вертикальный склон, и проехать там можно разве что при наличии парома.
Лишнего мы проехали метров 200, зато проверили, что другой дороги на верх нет, и  посмотрели на фонтан.
Пришлось с применением грубой физической силы заталкивать велы обратно в гору, поминая добрым и незлобивым словом такие матрасы.
Еще более тихо и незлобиво мы говорили, когда выяснилось, что во второй заход мы тоже свернули не туда, и стоянка хоть и выглядит удобной – но до цели поездки, пещерного комплекса, мы бы наутро сходить не успели.
Времени еще у нас было много, зато узнали хорошее место для стоянки, где народа нет, и новую хорошую дорогу.
Так что – «толкайте Шура, толкайте». Второй раз, правда, процесс пошел ощутимо лучше, видимо, от безысходности.
С третьего захода свернули куда надо, и даже разведали дорогу на пещерный комплекс. Очередной спуск – и мы на здоровенном полуострове.  Тут уже в очередной раз убедились, насколько Ай популярен – только на нем обнаружилось две стоянки… И два здоровенных детских лагеря, с настоящими «палаточными городками» палаток на двадцать-тридцать каждый… И это не учитывая настоящего Вавилона на другом берегу.
Однако, у нас были более важные дела, чем знакомство с окружающими красотами. Надо было быстро обустраивать лагерь, благо солнце уже примеривалось зайти. Так что это было забавно – народ ищет дрова, а самые морально неустойчивые в промежутках заскакивают в воду. Купание правда получилось… специфическое – каменистое дно, плюс бешенное течение (с ног не сбивает, но порывается и почти успешно) и вдобавок – он мелкий. От слова «совсем». Так что купание получается издевательское – отойти от берега метра на три, лечь на задницу (и при этом тело еле-еле оказывается под водой) и стараться как можно крепче вцепится в камни.
Хорошая освежающая водичка, сразу смывала весь пот, и всю грязь накопленную за день.
Тут еще и дождиком побрызгало… И хаос стал абсолютным – вдобавок к беготне вокруг костра начали лихорадочно расставлять палатки. И тут выяснился пикантный момент – на десять человек приходилось семь палаток. Так что выглядело это общежитие неслабо. Единственное что смущало – так это соседство с откровенно нетрезвыми джиперами, которые катались по той же поляне. Однако, пронесло.
Паша еще забыл упомянуть, про замечательный борщ который сварил Денис из свежих овощей, он всем очень понравился. 
С утра подъем был ранний… И мокрый. К бешеной влажности вообще приплюсовалась еще и влажность. В результате палатки от конденсата надо было не сушить, а выжимать. Однако настолько много времени у нас не было – еще были шансы попасть на четырехчасовую электричку.
Так что и на осмотр пещер было запланировано сравнительно мало времени – примерно час. Достаточно чтобы дойти до входа и залезть в ближайшие. При этом, группа поделилась на тех, кто лезет, и тех кто остается снаружи – вид оттуда открывается роскошнейший. Узкая долина между двумя холмами, поросшими лесом, лента реки внизу… Заодно в очередной раз оценили количество проплывающих, девять разных плавсредств на полукилометровый участок реки – и это без причаленных к берегу.
Но времени не было, надо было карабкаться наверх. Обратный подъем был конечно ощутимо круче, а вот спуск вниз – это было нечто. Хорошая каменистая грунтовка со сравнительно крутым спуском – но сложности «ничего себе едется!», а не «чем бы еще затормозить!».
Обратную дорога до самого Малояза трудно было назвать запоминающейся. Жара, равномерное вкручивание, умеренно пакостные тягуны… А вот потом началось нечто более неприятное – сначала короткий, но весьма неприятный тягун, а потом гвоздь программы. Затяжной на несколько километров подъем на 1-1 до самого Кропачево.
Андрей (Shinder Minder) например, в тот же подьем заехал на 2-3 
На небе ни облачка, за бортом явно сильно за тридцать, ветром тоже не пахнет. Так что взвинтить темп, чтобы таки попасть на четырехчасовую электричку, даже не предлагали.
Короткий перекус в придорожном кафе,  таскание велов по насыпи в Кропачево, помывка у колонки, и мы ждем электричку. Попутно выяснили что собой представляла «восьмерка» на заднем колесе Альбины. Это было отдельное нечто – восьмерка, причем могучая настолько, что у едущего сзади начинался нервный тик и непроизвольное ритмичное подергивание головой в такт. На практике же оказалось, что она только что проехала 150 километров с покрышкой, протертой по корду вибрейками. Каким чудом она не бахнула на каком-нибудь камне покрупнее – не вполне понятно.
Логическим завершением этого, с позволения сказать, матраса, была Пашина фраза «матрас, а мы не огребаем… странно», и последовавший за этим огреб – с вентиляцией в вагоне случилось что-то странное и ее не было вообще, так что четыре часа в этой душегубке однозначно показали, что он не прав, и если постараться, огрести можно где угодно.
 (ПВД удался на славу!!!  Отличная команда!!! Отличная дорога с неплохими комбинациями спусков и подъемов! Лесная дорога – отдельная тема! В общем, все было здорово!  
Всем спасибо! 
 Ринас Б.)
(Отлично прокатились  после “холостого” разведки зачетного спуска к берегу до местных рыболовов и обратного заталкивания велика обратно в гору, у меня начали закрадываться сомнения, что на другой день смогу добраться обратно  . Но после сытного завтрака, почувствовал прилив сил и сомнения улетучились Было просто здорово, заряда позитива хватит на долго, спасибо Всем.IrekNNN)
В целом я считаю ПВД удался. Разведали новую дорогу до СикиязТамака. Нашли еще одно место для стоянки где нет народа, наелись крупной земляники. Всем спасибо. 
Паша Gourry
Комментарии Руслан Fess